С 1 сентября правительство своими решениями подняло заработную плату большому числу бюджетников – от врачей до учителей. Эти меры были призваны сократить отставание зарплат в бюджетной сфере от их уровня в реальном секторе. Однако, на деле диспаритет доходов разных сортов «государевых людей» только увеличивается, пишет Белорусский партизан.
Однако не следует забывать и о таких категориях работников, как госслужащие и военные. Традиционно в выстроенной в Беларуси государственной системе они занимали и занимают довольно-таки привилегированное положение. Базовые оклады и прочие надбавки чиновникам и военизированным структурам, как правило, увеличиваются синхронно с бюджетниками. По информации, циркулирующей в этой среде, не стало исключением и 1 сентября текущего года. Вот только сведения о размере такой прибавки с некоторых пор недоступны рядовому обывателю, так как утверждаются исключительно указами и постановлениями с грифом «для служебного пользования».
И все же попробуем оценить, удастся ли осенью устранить хоть в какой-то мере диспаритет доходов разных сортов «государевых людей». Последние по времени доступные данные о размерах заработка таковых датируются июлем месяцем.
Из официальной статинформации видно, что зарплаты в госуправлении по всем областям и Минску превышают и средний уровень по региону, и, тем более, зарплаты в бюджетной сфере (как в целом, так и по ее дробным подразделениям).
Например, если взять за 100% уровень средней зарплаты каждого отдельного региона, то окажется, что в Брестской, Витебской, Гродненской и Могилевской областях заработки в госуправлении более чем на четверть весомее среднеобластных. Государственные управленцы в Гомельской области на общем фоне выглядят чуть скромнее: их зарплата на 19,2% выше, чем по региону. Ну а самые непритязательные служащие работают в столице и одноименной области. В графе «к начислению» в июле у них стояли цифры лишь на 11,9% и 7,5% большие, чем средние по больнице.
Если же взять за 100% зарплату в самом госуправлении, то выйдет, что в наиболее плачевном положении находятся социальные работники. Только в Минской и Могилевской областях заработки среди занятых в предоставлении социальных услуг превысили половину от отмеченных в государственном управлении. В остальных же регионах соцработники не имели и 50% от того, что начислялось представителям государственной вертикали власти. Чуть лучшая ситуация наблюдалась в образовании и здравоохранении. Заработки работников сферы образования в зависимости от региона уложились между 48,2% (на Гродненщине) и 55,9% (на Могилевщине) к зарплатам в госуправлении, сферы здравоохранения – между 57,4% (в Брестской области) и 70,1% (в Минской области).
Соответственно, вывод напрашивается сам собой. Приблизиться к уровню зарплат чиновников и силовиков прочие люди, получающие деньги из бюджета, могут только при значительно более быстром росте своих доходов. Во всех прочих случаях увеличение зарплаты за счет менее выгодных стартовых условий даст куда меньшую прибавку, выраженную непосредственно в белорусских денежных знаках. Так и живем.