Археологические сведения позволяют датировать появление ручного льноткачества на белорусских землях эпохой неолита (III тыс. до н.э.) — временем возникновения земледельческих традиций и началом активного взаимодействия человека с природой. Усмотреть глубокие исторические корни, связывающие Беларусь с культурой возделывания «северного шелка», корреспонденту БЕЛТА помогла научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Элина Шиндлер.
Ко льну и изделиям из него у белорусов отношение особое. Это национальный бренд. Именно на белорусских землях традиция ручного узорного льноткачества, непосредственно связанная с культивацией льна, сохранялась в быту дольше, чем в соседних странах, и просуществовала практически в неизмененном виде до начала XX века, когда еще можно было наблюдать традицию в ее культурной, технологической, художественной и духовной целостности. 

Интересно, что ВКЛ было одним из основных поставщиков льняного волокна и полотна в Европу. По словам эксперта, этому способствовало, во-первых, наличие на территории княжества большого количества пригодной для выращивания льна глинисто-песчаной почвы, а во-вторых, развитость местных ткацких традиций. Наиболее прочной и протяженной во времени формой существования оказалось домашнее ручное льноткачество, которым занимались исключительно женщины. 
Элина Шиндлер рассказала, что изделие традиционного узорного ткачества было для женщины предметом гордости и особого уважения. Покупка льняного волокна в случае, если белоруска не могла заготовить и обработать лен для прядения и ткачества своими силами, для женщины того времени было запретным и позорным. Все виды одежды (сорочка, юбка, фартук, рубашка, брюки) и домашний текстиль (рушники, скатерти, простыни, наволочки) изготавливались изо льна. 
«Сегодня традиция ручной обработки и заготовки льна, прядения и ткачества из вручную обработанного льна утеряна, — подытожила эксперт. — Тем не менее основные этноопределяемые черты тканых изделий сохраняются в трудах мастериц из деревень и домов ремесел. Должна заметить, что ткут современные мастерицы из покупного сырья и даже не всегда используют лен, а все чаще — хлопок и акрил. Ассортимент изделий остается преимущественно таким же, как и раньше. Хотя изделия все чаще приобретают фольклоризованные черты и переходят в разряд сувенирной продукции».
Успешно и динамично, в соответствии с современными тенденциями и запросами общества, развивается в республике промышленное производство льняного текстиля, например на Оршанском льнокомбинате. Так обеспечивается связь с давними традициями ручного льноткачества на белорусских землях.
Источник: БЕЛТА

