За последние несколько дней в западных политических кругах нарастало беспокойство в связи с увеличением масштабов военной помощи России сепаратистам на востоке Украины, пишет Русская служба ВВС.
Представители НАТО указывают, что границу между двумя странами пересекает все больше военной техники, взятой на российских военных базах.
В ответ США ввели новые и более жесткие экономические санкции в отношении России, хотя ЕС этому примеру пока не последовал.
Гибель малайзийского авиалайнера может изменить ситуацию с санкциями и разногласиями вокруг них. Все теперь зависит от того, как быстро будут получены надежные данные о причинах катастрофы.
Если выяснится, что авиалайнер был действительно сбит сепаратистами с помощью вооружения, поставленного Россией, то дипломатическое давление на европейские страны в пользу принятия новых санкций многократно возрастет. Это также может содействовать активизации усилий по поиску дипломатического урегулирования кризиса.
«Бук» в распоряжении сепаратистов
Самолет упал примерно в 60 км от российской границы
Военный эксперт Павел Фельгенгауэр напоминает, что сепаратистам в начале недели удалось сбить транспортный самолет Ан-26, который летел на высоте 6 тыс. метров. Это может значить, что в их распоряжении имеются более совершенные виды оружия, чем переносные зенитно-ракетные комплексы, которые «выше трех километров не стреляют».
«Конечно, им вполне могли передать более совершенные системы — «Бук», или, скажем, «Осу», — допускает Фельгенгауэр.
Российский телеканал «Вести» еще 29 июня сообщал о том, что сепаратистам удалось захватить военную часть противовоздушной обороны, оснащенную самоходными зенитно-ракетными комплексами «Бук».
В этот же день фотография «Бука» появилась в официальном «Твиттере» самопровозглашенной Донецкой народной республики. В четверг эта запись была удалена, однако она по-прежнему доступна в кэше поисковика Google.
Смутные перспективы расследования
По мнению Фельгенгауэра, произошедшее, скорее всего, стало результатом ошибки – никто не хотел сбивать малайзийский «Боинг», скорее всего, гражданское воздушное судно не удалось отличить от военного.
«Организованной системы контроля воздушного пространства у повстанцев точно нет, поэтому могут и ошибиться. Вначале были сообщения, что сбит еще один украинский Ан-26, даже кадры появились. А теперь выясняется, что, скорее всего, сбили малайзийский «Боинг». Конечно, все теперь будут всё отрицать, как это обычно бывает», — говорит он.
Эксперт отмечает, что расследование катастрофы будет сильно затруднено тем, что самолет упал на территории, подконтрольной сепаратистам. Однако прояснить ситуацию, по мнению эксперта, могли бы американские и российские военные.
«Информации, естественно, мало. Я думаю, что она есть у Пентагона — во всяком случае, когда в 2001 году С-200 сбила борт Ту-154 над Черным морем, они сразу знали, откуда примерно ракета вылетела и все такое. Вдоль границы Украины с Польшей и Румынией летают самолеты НАТО «Авакс», на земле они, конечно, на такое расстояние не видят, а воздух видят. Так что какая-то объективная информация у них есть. Наверняка есть она и у России», — говорит Фельгенгауэр.