Дизайнер Саша Варламов удивился, когда услышал об изобретении белорусского джинса:
— Джинс — это стопроцентный хлопок. Нельзя получить джинс из хлопка и льна. У джинса есть определенный состав, технология производства. Непонятную смесовую ткань назвать джинсом — это преступление!
По словам собеседника, одежда, в составе которой смесь льна с хлопком, деформируется при носке, пишет Заўтра тваёй краіны.
— Уже к вечеру пиджак на замглавы Беллегпрома не будет так сидеть, потому что вытянется. Вспомните крестьянскую льняную одежду. Вы где-нибудь видели прилегающий или полуприлегающий силуэт? Это широкие вещи свободного покроя. Но это не джинсы.
Саша Варламов уверен, что белорусские джинсы не смогут конкурировать с зарубежной продукцией.
— Джинсы от Пьера Кардена, которые делают в Юго-Восточной Азии, стоят 1,5-2 доллара. Когда их привозят в Европу, они стоят в магазине 20 евро. Можете представить, какую прибыль заложили в джинсовую ткань Оршанского льнокомбината?
По мнению дизайнера, спасти льноводческую промышленность в Беларуси может профессиональное управление.
— Я готов работать со льном и помочь, если у них возникнет необходимость. Год назад пытался наладить сотрудничество с Оршанским льнокомбинатом. Хотел предложить организовать международный конкурс молодых дизайнеров прямо у них в цехах. Ничего не вышло, — говорит Саша Варламов.
«Министерство изобрело машину времени, которая отнесла весь состав Беллегпрома на 150 лет назад»
— Думаю, мы пропустили новость о том, что белорусское министерство изобрело машину времени, которая отнесла весь состав Беллегпрома на 150 лет назад. В 1853 году это изобретение могло бы считаться интересным, инновационным, — иронизирует руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. (Днем рождения джинсов считается 20 мая 1873 года, когда фирма «Levi Strauss & Co» получила патент на изготовлении брюк, карманы которых зафиксированы заклепками. — ред.)
Экономист приводит пример: в Европе, в США можно купить джинсы за 5-10 долларов, брендовые — за 30-40 долларов.
— Беллегпром непонятно под каким брендом собирается продавать джинсы за 50 долларов. Либо они не понимают, за сколько живут белорусы, либо не консультируются с предпринимателями, за сколько те продают джинсы. А может, они каждому покупателю белорусских джинсов будут давать сувенир стоимостью 30 долларов, чтобы он становился одновременно сетевым распространителем данного товара?
По мнению эксперта, в джинсах — вся неадекватность белорусских чиновников, которые пытаются заниматься коммерцией, не научившись нормально выстраивать систему госуправления.
— Джинсы за 50 долларов – это тотальное управленческое зло, которое нельзя исправить. Его можно только ликвидировать. — убежден Ярослав Романчук .
Появление заместителя председателя Беллегпрома в джинсовом пиджаке отечественного производства — это часть маркетинговой кампании, считает Ярослав Романчук.
— Это дешевый трюк, чтобы продолжать получать деньги из бюджета. Пусть он назовет объем продаж такой одежды, сколько пойдет на экспорт, озвучит чистую прибыль и пообещает больше не брать льготных кредитов из бюджета. Пусть даст слово, что если это не будет выполнено, он уйдет в отставку, обязуется никогда больше в госорганах не работать и до конца жизни ходить в джинсовых пиджаках. Нас же продолжают кормить экзотическими гротескными историями. Беллегпром опоздал на 150 лет, — считает экономист.
Идей много хороших есть. Они еще чего-нибудь придумают: особые бюстгальтеры, носки-самомойки. Что ни делается, чтобы получить деньги из бюджета, — это просто фантастика! — не сдерживает скепсис Ярослав Романчук.