От изразцов до «гербовой» свистульки: как в Копыси мастера керамики продолжают традиции гончарства

Новости образования Регионы
0
(0)

В Центре народного творчества и ремесел в городском поселке Копысь Оршанского района из 12 мастеров 8 занимаются гончарным делом. И неудивительно, что учреждение культуры было удостоено специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства за активную деятельность по сохранению технологий создания изделий традиционной керамики. В нынешнем поселке полтора века назад было немало керамических заводов. Месторождения природного материала в этих краях уже исчерпаны, но мастера продолжают работать преимущественно с глиной. Директор центра Анастасия Корбан рассказала корреспондентам БЕЛТА об особенностях местного гончарного ремесла, современных веяниях керамики и о новой «пузырьковой» глазури, за которой может быть будущее этого вида прикладного искусства.

Во второй половине XIX века в Копыси работали два десятка заводов по изготовлению изделий из глины. Самыми знаменитыми были изразцы — плитки, которые использовались для декора каминов, печей, стен. Копысские образцы расходились по миру, покоряя и российского помещика, и европейского буржуа — от Москвы и Петербурга до Парижа. Анастасия Корбан рассказала, что до сих пор в некоторых старинных домах в горпоселке сохранились печи, украшенные подобными изразцами. В Копыси время от времени находят надломленные или целые плитки, а иногда рыбаки вылавливают их даже из Днепра.

Такие элементы в старину добавляли печам теплостойкости и, конечно, эстетичности. Они были разнообразными. На одних были геометрические симметричные рисунки, и чаще всего такие пластины имели естественный терракотовый цвет глины. На другие наносили геральдические знаки. Также довольно большую популярность получили плитки, покрытые однотонной или цветной глазурью.

В румпе — изнаночной «подложке» по краям изразца — были отверстия для толстой проволоки, которая скрепляла пластины и создавала плотное кольцо. Под каждым изразцом была пустая полость, которая нагревалась от печи и потом долгое время хранила тепло. Сложность в сборке такого декорированного отопительного «прибора» состояла в том, что приходилось делать кирпичную кладку и сразу «утеплять» ее изразцами ряд за рядом. Это требовало большого мастерства от печника, которому следовало выполнять свою работу с особой точностью, чтобы не повредить недешевые пластинки.

Сегодня керамисты центра ремесел изготавливают имитацию изразцов — глиняные дощечки — только как сувенир или выставочный образец. Мастера этого народного вида творчества продолжают традиции гончаров из прошлых столетий, передают свои умения подрастающему поколению и стараются осовременить глиняные изделия, которые отличаются от аналогов фабричного производства индивидуальностью, неповторимым дизайном, а главное — несут в себе душевный посыл и настроение каждого создателя «гарлачыка», тарелки, панно или свистульки.

В центре налажено, образно говоря, массовое производство литых изделий из глины. Для них используются специальные гипсовые формы, часть из которых досталась учреждению культуры от бывших керамических заводов, как и запасы глины, особенно белой.

Привычную рыжую глину закупают в Оболи, и она хранится в порошкообразном виде в мешках.

Перед изготовлением такое сырье замачивают в воде, а затем убирают примеси песка, стекла, других фракций. «Грязная» глина не только повреждает руки мастера и выводит его из рабочего процесса на довольно длительное время, но и не гарантирует долговечности посуды, игрушек, декоративных элементов. Пригодная к работе глина имеет вид густой шоколадной пасты.

Как только природный материал попадает в руки мастера, то начинает оживать. Некоторые специалисты центра работают на глиняных кругах, другие, кто по разным причинам не подружился с этим инструментом, лепят, как из пластилина, оригинальные поделки.

Один из старожилов керамики Елена Суховарова стояла у истоков возрождения гончарного ремесла в Копыси. У некоторых мастеров центра нет специального образования и они начинали осваивать глину с нуля. Так было и с Ириной Кравчук, которая пришла в учреждение культуры как мастер по соломоплетению. Коллеги убедили ее заняться другим традиционным природным материалом, и она так увлекалась им, что теперь не представляет для себя жизни без этой терракотовой красоты.

Мастер Надежда Сираниди приехала в Беларусь из Казахстана. С детства она любила лепить из пластилина, и в южной стране, где они прожила долгие годы, о гончарстве мало кто слышал, а среди ее знакомых глиной никто не занимался. Только в белорусском горпоселке она познакомилась с этим материалом и нашла в нем свое творческое воплощение.

«Мне нравится лепить все — и панно, и садовые скульптуры, и декоративные поделки. Я всегда говорю, что у нас такая работа, что ты пришел, поигрался и пошел домой. Для меня это отдушина. В процессе создания изделия отключаюсь от внешнего мира. Бывает, что что-то не получается с первого раза, тогда переделываю, причем не на том образце, который считаю неудачным, а леплю то же самое с нуля, но уже с поправками. Глина мне нравится больше, чем пластилин, она более податливая и дает больше возможностей для реализации смелых идей. Единственный несущественный недостаток материала в том, что он пересыхает, если долго находится в руках, поэтому надо заранее продумывать какую деталь и куда прикрепить, чтобы все прочно держалось», — рассказала мастер, добавив, что из ее четырех детей лишь сын любит лепку, но пока предпочитает пластилин. Возможно, мальчик однажды поймет всю прелесть глины и пойдет по маминым стопам.

В центре ремесел есть свой магазинчик, и в экскурсионные дни здесь яблоку негде упасть. Детей и взрослых глиняные изделия никогда не оставляют равнодушными. Гости из-за рубежа или из Беларуси неизменно стараются приобрести для себя сувенир на память. Анастасия Корбан рассказала, как однажды молодой человек среднего школьного возраста со всей решимостью, несмотря на уговоры учительницы, приобрел глиняную бочку для мамы, которая тоже убеждала сына, что такая вещь ей не пригодится. Но кто может переубедить уверенного в себе 12-летнего мужчину, который смотрит в будущее и, возможно, уже видит применение своей покупке в нужной ему сфере?

В центре ремесел детям передают секреты работы с глиной, однако подрастающее поколение этим материалом редко вдохновляется. Сегодняшним школьникам подавай быстрый результат. А даже в литье из глины готовое изделие можно увидеть лишь через неделю: сначала его заливают в форму из двух половинок, выдерживают нужное время, затем вручную удаляют излишки со швов, полируют вручную, а затем до обжига сушат дней семь.

Директор центра ремесел рассказала, что даже небольшую некондицию, которая проявляется после термообработки, не выбрасывают, а по сниженной цене реализуют населению. Горшки и кувшины с трещинками и сколами обычно становятся элементами уличного дизайна. Местные хозяйки украшают ими плетеный забор — «плот» — из веток. Винтажный антураж неизменно притягивает взгляды прохожих и заставляет детишек, которые узнают картинки из учебников истории, весело улыбаться.

Глиняных дел мастера из Копыси почти постоянно занимаются изготовлением ярмарочного ассортимента в свободное от многочисленных заказов время. Больше 30 раз в год керамисты центра ремесел выезжают на выставки-продажи, а в предпраздничные дни работают чуть ли не круглые сутки и без выходных.

Среди нетривиальных запросов заказчиков были Русалка с Котом-ученым, что ходит по цепи кругом, уменьшенная копия здания районного отделения Следственного комитета и трактор «Беларус» (тоже точная копия одной из современных моделей, которые выпускает Минский тракторный завод), статуэтки для жеребьевки на конкурс молодых исполнителей «Славянского базара в Витебске».

«Самые необычные заказы — это те, что нужно выполнить «завтра» и в большом объеме», — не без юмора отметила Анастасия Корбан. Она рассказала, что обычно профессионалам своего дела доверяют разработку дизайна будущего изделия, и это значительно облегчает дело.

Почти на всех ярмарках большой популярностью пользуются копысские свистульки-зайчики. Накануне Нового года такие изделия улетали как горячие пирожки. Кроме того, что это символ 2023 года, «чорны трус» красуется на гербе Копыси, где он помещен на зеленый — травяной — фон. В старину этих диких животных здесь было пруд пруди, да и сейчас они смело разгуливают по окрестным лесам, так что для копысских умельцев поющий зайка в этом году вдвойне должен стать талисманом.

Сама руководитель учреждения культуры с большим интересом осваивает технику «баблз» — нанесение глазури, которую надувают пузырьком через соломинку и окунают в нее поделку. Такое покрытие ложится на изделие мраморным рисунком и его можно выполнять в нескольких цветах. Молодой мастер, которая когда-то работала в копысском центре ремесел, изготовила пилотную версию таких моделей, но среди ее коллег техника пока не приживается. Анастасия Корбан убеждена, что такую красоту однажды оценят и полюбят, а ее дело как руководителя и поклонника керамики помочь увидеть будущее за нововведением.

Кроме гончарного дела, мастера центра ремесел занимаются плетением из лозы и соломки, деревообработкой, вышивкой и другими народными ремеслами. Однако козырным тузом, который копысские умельцы достают из рукава при любой игре, является глина. Специалисты учреждения культуры придерживаются того же мнения, что и одна из постоянных посетительниц, которая сумками увозит отсюда терракотовые изделия: «Ну, люблю я керамику!»

Алеся ПУШНЯКОВА,

фото Александра ХИТРОВА,

БЕЛТА.

Источник: БЕЛТА

Нажмите на звезду, чтобы оценить материал!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Так как вы нашли эту публикацию полезной...

Поделитесь статьей в соцсетях!