В Орше не занимаются раздельным сбором мусора.
На могилевское предприятие по переработке пластиковых бутылок и полиэтиленовой плёнки «РеПлас-М» попадает около 95% всего собираемого в Беларуси пластикового сырья. Кроме могилёвской компании его переработкой занимаются только два завода в стране.
Производственные мощности завода сегодня загружены лишь на 70% из-за нехватки сырья, пишет Зеленый портал.
В большинстве городов с качественным извлечением вторсырья проблемы. Например, Оршу директор предприятия называет своей болью. Город мог бы стать крупным источником сырья неподалёку. Но не стал.
«При этом там есть государственная организация, которой дали сортировочную линию, мусоровозы, контейнеры для раздельного сбора, то есть вложили в неё много государственных денег, — говорит Денис Католиков. — Но фактически эта организация не занимается раздельным сбором. Они собирают всего лишь 5%. И при этом всячески препятствуют развитию частных компаний. У нас есть ответ исполкома, в котором написано: есть государственная организация, и не важно, с какой эффективность она работает».
Кстати, на днях в переговорах с местными властями наметились подвижки, но конкретных бумаг или действий на момент интервью не было.
Оршанский район был отмечен в 2015 году как лучший район для бизнеса Беларуси с численностью населения более 50 000 человек.
В Могилёве сбор составляет 80% от возможного, в Бобруйске, например, благодаря местной частной организации набирается порядка 70-80% сырья. Ещё удачным примером является Брест. Там работает современный мусоросортировочный завод, в который вложены инвестиции государства.
Ещё одна больная тема — Минск. В самом крупном городе Беларуси собирают лишь 18% от уровня сбора в Могилёве. Из-за того, что частникам, как и везде, заняться сортировкой сложно, направление превращается в неэффективное. К тому же разные операции выполняют несколько организаций: установка контейнеров, вывоз мусора и т.д. Им сложнее работать слаженно, чем единой структуре.
Таким образом, государственные организации не хотят пускать на полигоны частный бизнес, делает из своего опыта вывод руководство компании «РеПлас-М». А ведь законодательно это разрешено, и «за» высказывался заместитель премьер-министра Анатолий Калинин в 2013 и в 2015 годах. Вот и получается, что суммарный сбор по стране составляет около 40% от возможного (по состоянию на июнь-май 2015 года).
Развитию отрасли мешает также низкий размер компенсации расходов за сбор полимерных отходов. Его выплачивает государство тем, кто их собирает. Разница в компенсации за стеклобой и полимеры в разы выше, например, в мае 2015 года она в 8,5 раз больше.
Дефицит сырья и монополия государства
Напомним, что могилёвский завод — самое крупное в Беларуси предприятие по переработке пластика в сырьё для производственных нужд. И оно никогда не окупится, если ситуация не изменится, так считает руководство завода.
Ситуация же никак не меняется: грядёт очередное внесение поправок в нормативную базу. Происходит оно, по словам Дениса Католикова, с завидной регулярностью: за 12 лет существования «РеПлас-М» уже в 4-й раз. Изменение законодательства отнюдь не делает работу переработчиков легче, а лишь усугубляет проблемы с сырьём. Австрийский инвестор не уходит из Беларуси только потому, что хочет минимизировать свои убытки. А пришёл он в страну благодаря встрече в Минприроды, где его заверили, что в ближайшие 2-3 года завод на коммерческой основе обеспечат сырьём. Когда же предприятие построили, выяснилось, что вторсырья не хватает. Примерно 30-40% его приходится импортировать.