К началу 2015 года шесть льноперерабатывающих заводов завершили модернизацию. Каковы плоды вложенных в них миллиардов?
В апреле прошлого года Михаил Мясникович заявлял, что начатая еще в 2012 году модернизация шести льнозаводов вот-вот завершится, и новые линии смогут обработать урожай 2014 года. Однако планы провалились.
Урожай обрабатывался старыми мощностями, а потому сегодня в стране не хватает волокна высокого качества для производства льняных тканей. В Оршанском льнокомбинате рассказали «Ежедненвнику» , что из шести модернизированных в 2014 году льнозаводов лишь два начали поставлять ему длинное волокно. Остальные, видимо, еще не наладили производственный процесс.
Причем волокно самого высокого качества (номером 14 и выше) белорусские льнозаводы вообще не делают. «Нам его катастрофически не хватает, — сказали в администрации комбината. — Из такого сырья производятся востребованные на рынках ткани, типа полубатиста. Поэтому приходится покупать волокно по импорту».
На что годится белорусский лен?
Основа экспорта нашей льняной отрасли – это не ткани с высокой добавленной стоимостью, а дешевое низкокачественное сырье. А потому отрасль глубоко убыточна.
Оршанский льнокомбинат был призван исправить эту ситуацию. Гигантское предприятие, которое производит льняные ткани, несколько лет назад решили модернизировать. Была переоборудована, хоть и с опозданием, фабрика №3 . Сейчас готовится к обновлению фабрика №2.
Но проблема в том, что новое оборудование, установленное на фабриках, требует качественного льноволокна, которого по-прежнему недостаточно.
По объему производства сырья наша страна – в мировых лидерах. В 2011 году в Беларуси действовало 40 льнозаводов, производящих льноволокно. Вот только качество этого продукта низкое, из него нельзя производить ткань для пошива одежды или постельного белья. Такое волокно годится лишь на технические нужды (типа упаковки).
Поэтому вместе с модернизацией Оршанского льнокомбината государство решило модернизировать и льнозаводы. Были выбраны 10 предприятий, еще пятнадцать будут просто отремонтированы, а остальные как совсем безнадежные – ликвидированы.
Тернистый путь в модернизацию
Масштабная модернизация льнозаводов с установкой бельгийского оборудования началась в 2012 году – за счет кредитов «Белагропромбанка» и «Банка развития».
В 2014 году власти обнаружили, что шесть из десяти льнозаводов, потратив деньги, модернизацию так и не закончили. Они оказались в долгах и без оборотных средств. Президент и премьер-министр начали заметно нервничать – они посещали льнозаводы, ставили им новые сроки и грозили уголовными делами.
Президентский разнос и уголовное дело заметно подхлестнули процесс на Слуцком льнозаводе. Здесь ввели третью смену, свезли чуть ли не всю строительную технику и рабочих горда. В результате линию все-таки запустили.
Не менее громким в прошлом году был скандал на Ляховичском льнозаводе. Предприятие стало популярным примером курьезов белорусской модернизации. Госконтроль обнаружил, что купленная импортная линия не помещается в цех завода. Пришлось начать строительство нового корпуса.
На предприятии «Ежедневнику» сообщили, что к нынешнему дню новый корпус практически готов, и оборудование начало работу, хотя и не на полную мощность.
Тем не менее, по информации Госконтроля, из-за абсурдных решений проект по модернизации Ляховичского льнозавода обошелся в такие суммы, что сроки его окупаемости даже сложно спрогнозировать.
Большие проблемы обнаружились и у Поставского завода. Здесь бельгийское оборудование установили, однако работать к концу 2014 года оно так и начало. Предприятие оказалось в должниках по зарплате. Витебская область жаловалась, что не дополучает от завода налоги.
От финансовых проблем страдает Ореховский льнозавод. Он взял на модернизацию кредиты, но не счел нужным расплачиваться. Получилось, что завод не смог воспользоваться господдержкой по компенсации части уплаченных процентов, так как никаких процентов не уплатил. И хотя в сентябре новая линия была запущена, к этому времени убытки предприятия составили 8,7 млрд рублей.
Еще один удар по бюджету нанес Кормянский завод. В его модернизацию было вложено около 140 млн долларов. Новая линия была введена почти в срок. Но возникли проблемы с сушкой льна, а с влажным сырьем привередливая импортная машина работать отказывается. В итоге предприятие стало глубоко убыточным.
В ожидании отдачи
К настоящему моменту видимый результат получен на двух из модернизированных в прошлом году предприятий: Кореличском и Слуцком – Оршанский льнокомбинат начал получать от них годное волокно. Еще четыре завода обновились ранее и также поставляют более-менее качественное сырье.
Когда начнут производить требуемый продукт остальные предприятия, пережившие модернизацию, неизвестно. Ожидая результата, государство, видимо, подсчитывает, сколько еще придется потратить на эти заводы, компенсируя им кредиты. А за одно, возможно, пытается разглядеть на горизонте срок окупаемости вложенных инвестиций.