Ежедневник
Оршанские транспортники
В третьем по значению промышленном центре области Орше немного крупных бизнесов (как государственных, так и частных) национального масштаба. Выделяются два — Оршанский льнокомбинат и «Экомол». Оршанский льнокомбинат — это единственный в стране переработчик национального достояния льна и крупный экспортер льняных изделий. В середине 2000-х годов его хотели взять в управление бизнесмен Сергей Левин с партнерами, интегрировав в глобальную технологическую цепочку – от переработки до реализации льняных изделий в международной сети бутиков. Но, подумав, власти решили оставить все, как было и как есть сейчас. «Экомол», приватизированный в середине 2000-х годов могилевским бизнесменом Евгением Баскиным – крупнейший в стране производитель комбикормов для птицеводческой отрасли.
Оршанская экономика до последнего времени не могла похвастаться большим интересом внешних инвесторов. Создание оршанской площадки СЭЗ «Витебск» несколько изменило ситуацию. Свои производства в городе сегодня размещают итальянская Manuli Hydraulics и британская Linpack Packaging, переработкой бытовых отходов занялась шведская компания Vireo.
Но главный поток внешних инвестиций идет в главный для городской экономики сектор – в транспорт. Орша – одни из главных транспортных центров страны, в котором развиты все виды соответствующих услуг. Это — внеклассная железнодорожная станция, занимающая 1-е место по такому показателю как пропускная способность. Недалеко расположен бывший военный аэродром Болбасово и авиаремонтный завод, в городе – Оршанское управление магистральных трубопроводов. Наконец, близость к российской границе вызвала к жизни несколько крупных автотранспортных бизнесов.
Выделим самые крупные проекты, связанные с транспортом и логистикой. В 2013 году украинский и белорусский бизнесмены Вячеслав Богуслаев (“Мотор Сич”) и Александр Садовой (“Системы инвестиций и инноваций») выкупили у государства Оршанский авиаремонтный завод. Завод осуществляет ремонт вертолетов, в перспективе превращение его в площадку по их производству. На территории аэродрома будет создан транспортно-логистический комплекс, общая сумма инвестиций в проект составит 89 млн. евро. Его реализует созданная Богуслаевым и Садовым компания “ИПЛ Комплекс”, резидент СЭЗ “Витебск”. Еще один их совместный проект – это грузовая авиакомпания “Орша Эйр”.
Серьезные деньги в переработку и перевалку по железным дорогам вложил в Орше минский бизнесмен, бывший совладелец группы компаний “Юкола” Артур Зубарик. На оршанской площадке СЭЗ “Витебск” работают две его компании – “Грузовая служба” и “Сырьевые ресурсы-Бел”.
В Орше базируются два достаточно крупных автоперевозчика. Один из них это группа автотранспортных компаний Omega Truck, созданная Валерием Авиловым. В парке, часть которого находится в российском Красном, насчитывается свыше 110 автомобилей. Второй бизнес создал Виктор Сергеев – ТЧУП «В. Сергеев». Такое же название у любительского баскетбольного клуба, который содержит бизнесмен.
Крупный частный бизнес вне транспортного сектора в Орше развит разве что в торговой отрасли. В рознице, несмотря на экспансию известных столичных сетей, серьезную долю сохраняют местные операторы – «Мерком”, “Содружество”, “Виктория” и другие.
В один с Оршей субрегион мы отнесли еще три района — Дубровенский, Чашникский и Толочинский. Каждый из них по своему уникален в плане развития предпринимательства в Беларуси.
Самый маленький из них – Дубровенский – это источник предпринимателей и династий. Отсюда родом сенатор, владелец холдинга «Марко» Николай Мартынов. Он носит звание почетного гражданина района, а для того, чтобы дать работу землякам, открыл филиал обувной фабрики.
Из Дубровно родом была семья известных дореволюционных железнодорожных строителей и финансистов братьев Поляковых – Соломона, Лазаря и Якова. Они много сделали для развития экономики Российской империи, Ирана и инвестировали серьезные деньги в экономику дореволюционной Беларуси – в банковский сектор, в железные дороги, в лесную торговлю, в недвижимость. В Дубровно с их участием была построена Днепровская бумагопрядильная и ткацкая мануфактура, выпускавшая талесы – ритуальные платки иудеев. В Орше Лазарь содержал ремесленные классы, а Яков был вице-президентом Еврейской колонизационной ассоциации.
Главный бизнес Чашников – это бумажная фабрика «Красная Звезда», входящая в холдинг «Белорусские обои». В начале 2000-х годов одним из ее акционеров была компания Игоря Павлиша «ИПП ЕвроЭнерго». Пакет достался ей за поставленное и установленное энергетическое оборудование. После краха бизнеса Павлиша государство прибрало акции фабрики в свои руки. «Красная Звезда» — одно из старейших промышленных предприятий Беларуси. Ее создателем был неофициальный хозяин Чашников и его окрестностей Викентий Володкович. Кстати, на этой фабрике работал отец Жореса Алферова – еще одного выходца из этих мест.
В 2013 году глава Витебского района Александр Косинец озвучил идею передать статус районного центра от Чашников расположенному недалеко Новолукомлю – городу белорусских энергетиков, выросшему возле крупнейшего генерирующего производства страны Новолукомльской ГРЭС. В Новолукомле проживет около 16 тыс. человек, в Чашниках – 8 тысяч. И с точки зрения развития бизнеса, безусловно, Новолукомль стоит выше Чашников.
Самые успешные предприятия развились на базе местного месторождения керамзита. Построенный в 1997 году ОАО «Завод керамзитового гравия» фактически приватизировала семья его строителя и многолетнего директора Гурами Лазарашвили. В 2014 году Гурами Лазарашвили стал почетным жителем города. Сейчас он является советником генерального директора предприятия, которое возглавляет один из его сыновей — Михаил. Второй сын — Георгий – входит в дирекцию предприятия, отвечая за коммерческие вопросы.
Свой керамзитовый бизнес («Виполь») в Новолукомле организовал и бывший агроном Виктор Позняк. Практически вся продукция вывозится через смоленскую «дочку» на российский рынок.
В Толочинском районе также два крупных населенных пункта и тоже центром промышленного производства стал не районный центр, а Коханово. В поселке городского типа действует два экскаваторных завода – ОАО «Кохановский экскаваторный завод», в этом году вошедший в «Амкодор», и созданный в конце 1990-х годов владельцем компании «Яровит» и создателя проекта «ё-авто» Андреем Бирюковым завод «Святовит». В Коханово расположено одно из предприятий (завод «Белтрубпласт») известного российского бизнесмена, фигуранта топ-200 самых богатых бизнесменов России, Мирослава Гориловского. Его холдинг «Полипластик» — крупнейший в Центральной и Восточной Европе производитель полиэтиленовых труб.
Витебский аутсорсинг
Многие предприятия восточных районов Витебщины – это производственные площадки витебских фирм. Крупные компании из областного центра ищут здесь, прежде всего, дешевые руки.
Бешенковичи – это главный центр витебского бизнеса на аутсорсинге. Здесь находится филиал «Витконпродукта» — крупнейшего частного производителя мяса в Витебской области. В поселке открыты производственные участники швейной «Амели ТД» и обувного «Белвеста», витебская компания «Элма-Агро» создала дочернее предприятие по выпуску кормов для животных («Бешенковичи Агропродукт»).
Крупный фармдистрибутор «ВитВар» открыл в Бешенковичах совместное предприятие «АконитФарма», а «Белль Бимбо» на площадях бывшей фабрики художественных изделий создал компанию «БелльКо» по пошиву детской одежды. На территории района действуют сельскохозяйственные филиалы Витебского винодельческого завода и Витебского мясокомбината.
«Дочки» витебских компаний работают и в других городках востока области. Цех «Белвеста» открыт в Городке, здесь же витебская компания «Горс» наладила выпуск штепсельной вилки и розетки.
В Шумилинском районе находится бройлерная птицефабрика «Витконпродукта», а в самом городе производственный цех ОАО «Молоко».
«Молоко» имеет филиал также в Лиозно. И здесь же шьет обувь «Марко». В Сенно действуют производственные участки «Молока», «Фортэкс-Водные технологии», в Богушевске – Витебского КХП и Витебского ЛВЗ.
Независимый частный бизнес в Бешенковичах представляют компании «Белкотломаш» и группа «ВояжТрансЛогистик». Владелец «Белкотломаша» Виктор Кравченко организовал в поселке выпуск отопительных котлов и котельного оборудования, его бизнес обеспечивает около 20% всего экспорта района. Владелец «ВояжТрансЛогистика» Андрей Кравченко занимает примерно такую долю в экспорте услуг. Его транспортные и логистические компании сегодня работают на сооружении калийного комбината в Туркменистане-в качестве субподрядчика «Белгорхимпрома».
Крупнейший частный бизнес Городоского района — это «молочный» филиал, созданный в 2008 году петербургским концерном «Детскосельский».
Шумилино, в свою очередь, один из «алкогольных» центров Витебщины. Россияне в 2003 году построили в городке водочный завод «Славянский продукт», на котором наладили выпуск на основании лицензий бывшего главы «Росспиртпрома» Сергея Зивенко водочных брендов — «Сибирь», «Славянское золото», «Петрович», «Гжелка». Сейчас завод выпускает «Сяброўку”, NOVую, а с 2015 года планирует производство питьевой воды. Продукция экспортируется в Украину и Германию. Для немецкого рынка выпускается водка под брендом Partizan — он принадлежит известному минскому бизнесмену, совладельцу «ОБК Групп» Юрию Марковичу.
В Шумилино есть также достаточно крупное производство плодовых вин, которое организовала компания «Вежа».
Польская Витебщина
Западную часть Витебской области образуют районы, которые до 1939 года входили в постав Польши. Этот факт, а также ряд благоприятных факторов – близость границы, курортная зона — повлияли на предприимчивость местного населения.
Самым успешным бизнесменом в этом субрегионе можно назвать создателя поставской дверной фирмы «Поставский мебельный центр» Анатолия Бабичева. Бывший военный начинал бизнес в 1993 году с небольшой кустарной мастерской по производству межкомнатных деревянных дверей. Сегодня его «Поставский мебельный центр» — один из лидеров «дверного» сегмента в СНГ, компания экспортирует до 90% продукции, в числе стран-покупателей Россия, Литва, Латвия, Италия, Чехия, Саудовская Аравия, ОАЭ. Бизнесмен также наладил выпуск окон и балконных дверей и пеллет. Всего в компании занято около 900 человек.
Бабичев является владельцем самой комфортабельной гостиницы в Поставах, он один из совладельцев футбольного клуба и детской спортивной школы, в которой обучается футболу около 200 детишек. Один из выпускников школы, сын бизнесмена Михаил, уже играет в команде высшего российского первенства – казанском «Рубине».
Вместе с ним трудился бывший «афганец» Константин Савицкий. В конце 2000-х годов он начал собственный проект – «Производственно-мебельный центр». Предприятие также выпускает мебельные двери и блоки.
На Браславщине в середине 1990-х годов развивал свой бизнес соратник первого управделами президента Ивана Титенкова Виктор Лагвинец. Сейчас одним из самых влиятельных бизнесменов считается депутат местного горсовета, владелец нескольких компаний Виталий Гаспорович. В сферу его интересов входят недвижимость, отдых и развлечения, строительство, деревообработка и сельское хозяйство.
Регион соседствует с Латвией, что отражается на числе инвесторов из прибалтийской страны. Браславскую типографию выкупила, например, рижская компания Zeta GD. В целом на Витебщине достаточно много латвийских бизнесов. Один из них, например, компания «Диа-Пласт», созданная группой FEDAK-Plast. Витебский завод производит мешки из полимеров. Недавно начал проект на территории Беларуси («Ингрида нафта») даугавпилский бизнесмен, партнер белоруса Алексея Олексина по компании Mamas-D, Александр Граховский. Его бизнес Ingrid A в Латвии состоит из нефтебазы и 6 АЗС. «Ингрида нафта» инвестирует в производство присадок для топлива.
Свое присутствие в топливном бизнесе региона имеют и россияне. В Дисне расположено управление одного из нефтепродуктопроводов (Самара-Унеча-Вентспилс), которым владеет мозырская компания «Запад-Транснефтепродукт».