Валерий Карбалевич, белорусская служба радио «Свобода» / перевод UDF.BY
Александр Лукашенко продолжает наводить порядок в стране. Уже 20 лет. А порядка все нет. На этот раз объектом его государственной заботы стало сфера образования.
На семинаре со студентами, преподавателями и выпускниками Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка он обозначил проблемы в образовательной системе и анонсировал изменения.
Необходимость перемен глава государства объяснил так:
Я уже зарекался, что мы ни в коем случае больше не будем реформировать образование. Потому что дореформировались в свое время до того, что пришлось все ломать, переворачивать и возвращать все лучшее, приспосабливаясь к хорошему современному. Думал, все, образование больше трогать не будем. Но ничего не получилось, потому что жизнь нас заставляла идти вперед, начиная от централизованного тестирования и заканчивая другими процессами. И я увидел, что мы просто отстаем в современных условиях от требований жизни.
Напомню, о чем здесь говорит Лукашенко. В 1998 году была принята программа перехода школы на 12-летний срок обучения. А в 2008 г., когда реализация программы приближалась к финишу, постановили все переиграть и вернуться к 11-летке. Это настолько противоречило мировой тенденции (12-летка существует в большинстве государств), что даже тогдашний министр образования Александр Радьков был против. Но Лукашенко прислушался к мнению академика Анатолия Рубинова, который аргументировал возвращение обратно ссылкой на опыт той советской школы 1950-х годов, когда он учился.
Результаты «контрреформы» оказались катастрофическими. Система образования разваливается прямо на глазах. Результаты централизованного тестирования показывают, что средний балл по физике и математике фактически не поднимается выше 20 по 100-балльной шкале. Это двойка даже по пятибалльной системе. А по принятой сейчас в образовании десятибалльной системе — это «единица». Знакомые преподаватели университетов рассказывают ужасы про уровень знаний выпускников школ. И это в условиях, когда власти объявили курс на построение инновационной экономики.
И вот Лукашенко наконец пришел к выводу, что в этой сфере нужно что-то менять. По бюрократической традиции была создана комиссия. Но, по словам главы государства, она подготовила доклад, в котором представила ситуацию в образовании в наилучшем виде. (Наверное, комиссию составили из чиновников системы образования, а кто же будет порицать себя?) Лукашенко отметил, что его это настораживало, а потому была создана вторая группа, чтобы еще раз вернуться к изучению проблем в школе и в вузе.
На мой взгляд, вряд ли эта бюрократическая суета приведет к значительному прогрессу в сфере образования. Ведь на этом пути существуют по крайней мере четыре препятствия, которые в рамках нынешней системы преодолеть невозможно.
Во-первых, главная функция системы образования в Беларуси — не уровень знаний, Не качество подготовленных специалистов, а обеспечение политической лояльности молодежи действующему режиму. Поэтому увольняются наиболее талантливые учителя школ и преподаватели университетов, исключаются студенты, если они оказываются недостаточно преданными режиму. А качество образования остается на втором месте. Руководителя учебного заведения могут уволить не за плохое обучение, а за то, что его школьники или студенты участвовали в оппозиционном митинге. Главный грех образования, по мнению Лукашенко, заключается в том, что его дети живут в США.
Во-вторых, в Беларуси не существует рыночной среды. Поэтому нет механизма выявления лучших вузов и специалистов, которых они выпускают, и отбраковки худших. Диплом выпускника БГУ и Полесского университета (да еще заочника) на рынке труда котируется абсолютно одинаково. Так зачем стараться, стремиться повышать качество образования?
В-третьих, в рамках жесткой административной системы управления, бюрократической централизации пространство для творчества учебных заведений очень узкая. А она невозможна без их самостоятельности. Сам Лукашенко признал, что система образования сильно забюрократизированная, от учителей требуют отчетов, всякой писанины, кроме планов урока, в три раза больше, чем основная нагрузка. Об этой проблеме говорят уже много лет, а воз и ныне там. Поскольку в рамках нынешней системы по-другому быть не может. Вот почему, например, в экономике, несмотря на всю критику, основным в оценке работы предприятий остаются валовые показатели? Ведь это самый простой способ контроля сверху за работой директората. Так и в образовании. По каким критериям огромный бюрократический аппарат может контролировать работу учебных заведений? Разумеется, по отчетам. Кто лучше умеет их делать, тот и лучший преподаватель.
В-четвертых, Лукашенко затронул тему престижа учителя. Сегодня этот престиж — ниже плинтуса. Прежде всего, это низкие заработки. Но эта проблема не имеет решения, так как в полицейском государстве профессор не может зарабатывать больше, чем сержант ОМОНа.