История из «военной шкатулки» ветерана-афганца Виктора Тимофеева

Новости образования Регионы
0
(0)

Виктор Александрович Тимофеев всегда мечтал о военной карьере. И к своей мечте он шел уверенно, преодолевая различные трудности и испытания. Служил в разных странах, прошел войну в Афганистане. Сейчас он руководитель военно-патриотического воспитания в Могилевском областном лицее №1. В педагогическом деле Виктор Александрович уже 23 года и уверяет, что будет работать до тех пор, пока в его знаниях и опыте есть потребность. Свой кабинет он в шутку называет «военной шкатулкой». Корреспонденты БЕЛТА в преддверии Дня памяти воинов-интернационалистов отправились в лицей, чтобы узнать о жизненном и профессиональном пути талантливого педагога и о том, почему детям интересны занятия по допризывной подготовке.

Лицей встретил нас тишиной — у ребят идут уроки. На вахте строго спросили: «Вы к кому?». Услышав, что приехали к Виктору Александровичу, женщина заулыбалась: «Он вас уже ждет», — и показала путь к кабинету.

А вот и сам Виктор Александрович. Улыбчивый мужчина, с яркими и добрыми глазами. Конечно, его выдала военная форма, а еще выправка. «Приглашаю вас в свою «военную шкатулку» — так я называю свой кабинет. Он разместился на цокольном этаже. Несколько лет назад тут вообще ничего не было, голые стены. Директор лицея Петр Владимирович Шилов тогда спросил, сможем ли привести это в порядок. Меня трудностями не испугать, сказал, все сделаем. На следующий день директор переоделся и пошел вместе со мной стены чистить. Как за таким лидером не тянуться», — улыбается он.

Виктор Александрович родом из Нижнего Тагила. Но здоровье у маленького Виктора было не очень крепким, а потому родители приняли решение переехать в Беларусь. «Тут климат лучше, бабушка жила. Переехали мы, когда мне было лет пять. Стали жить в городе Барань под Оршей. Учился в школе, хулиганом немного был. Но все мальчишки в таком возрасте похожие, — смеется он. — Мечтал поступить в Суворовское училище в Минске. Люди в погонах всегда представлялись мне богатырями, которые все могут, которым ничего не страшно. Смотрел на них и тоже таким хотел быть. Чтобы здоровье было, пошел в спорт — занимался плаванием, добился хороших результатов».

Пришло время поступления в училище. Тут Виктора Александровича ждало испытание. «Поступал два раза. Не мог пройти по здоровью сразу. Усиленно спортом занимался, не все в порядке было с сердцем. Но я очень хотел там учиться. Потому не отступал. По здоровью все-таки прошел. Получилось. Впереди экзамены, — вспоминает он. — Пишу диктант по русскому языку и допускаю 21 ошибку. Математику сдал на отлично. И меня не взяли. Расстроился тогда сильно, домой поехал, обратно в школу. Поучился три недели, а потом прихожу домой как-то и мама говорит, что письмо пришло из училища, вызывают. Я тогда сильно удивился, зачем звать-то, раз не поступил. Но все равно поехал».

Судьба дала ему второй шанс. «Видимо, сдалась перед моим желанием, — шутит он. — Оказалось, что мой экзамен по математике впечатлил учительницу из училища. Брать меня не хотели, а она горой стала. Говорит, умный, брать надо, а русский тут подтянем. И меня зачислили! Я вам даже не объясню, сколько счастья у меня тогда было».

Учеба не была простой — требования высокие, нагрузки большие. Это был 1972 год. «Адаптировался, учеба шла неплохо. Дальше у нас была возможность поступать в любой профильный вуз без экзаменов, а по баллам. Я хотел учиться в Рязанском воздушно-десантном командном училище, а баллов мне не хватило. Расстроился сильно. Но подумал про себя, что поеду подальше в Сибирь. Адаптируюсь, а там посмотрим, как дальше быть», — рассказал он.

Следующей точкой на жизненной карте молодого военного стало Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище имени М.В.Фрунзе — одно из старейших военно-учебных заведений в современной России. Условия там суровые — зимой минус 55 иногда было. Но Виктора Александровича плохой погодой не испугать. Закончил училище, а после был командирован в Венгрию. «Там предложили стать офицером воздушно-десантных войск, — с улыбкой говорит он. — Медкомиссию прошел. И вот я оказался уже на своем, родном месте. Тут тоже трудно было. У ребят по 10-12 прыжков к тому моменту было, а я — нулевой вариант. Но это стало для меня лишь дополнительным стимулом работать дальше. И завертелось все».

Отслужив в Венгрии, он вернулся в Брест. И тут грянула война в Афганистане. «Это был 1983 год. Вызвал меня тогда начальник штаба дивизии, объяснил ситуацию. Афган, так Афган. Я шел спокойно. Это ведь военная профессия, от этого никуда не денешься, — рассказывает он. — Собрали нас в Марьиной Горке, в 5-й бригаде сил специального назначения. Людей было много. Батальон состоял на 50% из белорусов, еще 50 — сибиряки. На Ташкент один за одним ушли 13 эшелонов: провиант, боеприпасы, все. Границу СССР и Афганистана мы пересекли 18 марта 1984 года — это был мой день рождения».

Первая должность уже в условиях боевых действий — начальник разведки. Позывной — «Беркут». О том периоде Виктор Александрович говорит неохотно, в его привыкших к улыбке голубых глазах появляется грусть. «Ни для кого не секрет ведь, все мы там были не обстрелянные. Первый бой был в Мараварском ущелье. Пацаны наши невероятный героизм проявили. Бой был тяжелым, в этом месиве мы потеряли 30 боевых товарищей. Война — это не ад, это хуже. Людей много покалечили, они, наверное, и выжили, но из-за плотного огня со стороны врага мы просто не могли к ним подойти. Боевой дух наш, конечно, упал. Приехал к нам тогда командир Георгий Васильевич Быков, его позывной был «Кобра», начал нас на ноги ставить. Головы подняли и пошли дальше».

Афганистан не мог не оставить след на характере и восприятии жизни военного. Говорит, ожесточился. Война ни для кого не проходит бесследно. «Мы понимали, если не мы их, то потом они нас. Но это очень трудно — нажать на спусковой крючок, когда перед тобой живой человек. Тяжело морально, сложные условия — плюс 55 градусов в тени, — вспоминает он. — В Афганистане мы стали любить воду. Я в первый отпуск поехал, увидел в Ташкенте фонтан — а там столько воды! Ладошками зачерпнул и пить стал. Знали бы вы, какая вода вкусная. Так здорово держать ее в руках».

Больше о войне мы не говорим. «После Афганистана мне сказали — направляйся куда хочешь. Я думал, поеду на Дальний Восток, а потом домой — в Беларусь. Тут распался Советский Союз. Предложили в Беларуси служить. Я тогда думал, присягу ведь одну принял, что метаться туда-сюда. Я дослужил в 13-й десантной штурмовой бригаде. В 1996 уволился, вернулся домой, в Беларусь, — рассказывает он. — Стал вопрос — куда дальше. Профессий много, выбор — огромнейший. Решил, пойду к детям. Работал в школе в Могилеве, тогда это была 30-я школа. И вот уже 23 года я на этом пути. Позже предложили перейти в лицей на допризывную подготовку. Элитное учреждение образования, тут один преподаватель десятерых стоит. Коллектив собрался такой, что за ними хочется идти и тянуться, быть лучше. А дети какие! Умные, мотивированные. Знают, чего хотят в будущем».

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию рассказывает, что не умеет делить детей на хороших и плохих. Все его ученики — любимые. Звенит звонок, в класс посыпались ребята. Со стороны можно подумать, что они пришли на занятие к своему давнему и доброму другу. С каждым из ребят учитель успел пообщаться до урока — у всех спросил, как дела, как с учебой успехи. Ребята плотным кольцом окружили преподавателя, не подступиться. И каждый что-то пытался ему рассказать, чем-то поделиться. Но во время уроков дисциплина железная. Ребята сами все понимают, потому требовать послушного поведения не надо.

Уроки допризывной подготовки интересны как мальчишкам, так и девчонкам. Наравне они надевают на скорость противогазы, собирают и разбирают оружие. Алина Иванова учится в 11-м классе. Она поделилась, что уроки у Виктора Александровича ей очень интересны. Когда-то она даже мечтала поступить в кадетское училище, но связать свою жизнь с военным делом не получится — плохое зрение. «В лицей поступают в 8-м классе. Тогда у нас тут был кружок «Юный защитник Отечества». Мы учились строевому шагу, узнавали основы военного дела. А уже с 10-го класса стали полноценные уроки. Сейчас я командир отделения, — рассказала она. — Программа — очень насыщенная и интересная всем, как мальчишкам, так и девочкам. В моем отделении 3 девочки и 2 мальчика. В прошлом году ездили на сборы — очень крутой опыт. В этом году уже поедем с девочками как инструкторы».

Одиннадцатиклассница поделилась, что такой интерес и любовь к предмету — заслуга Виктора Александровича. «Он замечательный и добрый человек. Ведь кажется, что военный человек должен быть суровым, наверное, даже жестким. Но у нас все по-другому. Он — другой. Мы смогли выстроить такие взаимоотношения с ним, при которых он всегда считается с нашим мнением. Он открытый, внимательный, добрый. И при этом у нас всегда есть дисциплина на занятиях. И ее никому не хочется нарушать. Его все очень любят и уважают. Все те, кто приходят на урок допризывной подготовки, не думают о том, как отсидеть этих 45 минут. Сюда все бегут с радостью, потому что с ним всегда интересно», — поделилась она.

Девятиклассник Роман Шпак тоже с удовольствием приходит на занятия. «А где еще можно столько узнать? Тут и оружие разбираем, и противогазы учимся надевать, и костюмы защитные. Опыт интересный, его нигде больше не получишь, — рассуждает подросток. — Конечно, это специфические умения, но они могут пригодиться в жизни. Лишним это точно не будет. Виктор Александрович каждый день дает нам что-то новое. Он уважительно относится к нам, хотя мы ведь всего лишь дети. Но он старается быть с нами на равных, а мы в свою очередь с большим уважением относимся к нему и его предмету. Его все любят, это я вам точно говорю».

Личность педагога играет ключевую роль в освоение любого учебного предмета. Личный пример, отношение к ученикам и коллегам, умение быть другом и при этом оставаться учителем — задача не из легких. Но Виктор Александрович с этим делом справляется. Некоторые его ученики, вдохновившись его примером, тоже планируют связать свою жизнь с военным делом. Одна из таких — ученица 11 класса Дарья Новикова. «Мы с Виктором Александровичем с 8-го класса. Он зацепил меня своей харизмой, своим жизненным опытом и мудростью. Мне он очень понравился. На допризывную подготовку хожу с удовольствием, потому что мне это очень интересно. Мы получаем полезные навыки. Мир вокруг нас сейчас очень неспокойный, поэтому уметь защищаться и защищать — лишним точно не будет, — рассуждает она. — У меня есть мечта — свою жизнь я хочу связать с военным делом. И этот предмет помогает мне идти к своей цели. А Виктор Александрович стал не просто учителем. Он очень поддерживает меня, помогает справиться с разными сложностями».

Даша рассказала, что занятия по допризывной подготовке помогли сдружиться ребятам между собой. «Мы тут из разных классов, но все — большая семья, которая будет стоять друг за друга горой. И это тоже благодаря Виктору Александровичу. Я сама стала к нему ходить, подтянула брата, стали приходить мои одноклассницы, — поделилась она. — Впереди у меня выпускной. Уже сейчас могу сказать, что я буду скучать по этой атмосфере, по Виктору Александровичу. Но я уверена, что мы не перестанем общаться, будем навещать его. А раз я выбрала путь, похожий на его, думаю, наша дружба станет только крепче».

Еще один ученик 11-го класса Александр Кублицкий с выбором будущей профессии тоже определился. «С Виктором Александровичем я уже два года. Занятия у нас крутые, учитель тоже. За ним хочется идти, вместе с ним хочется становиться лучше. Он незаурядный человек с очень богатым жизненным опытом. Много где служил, прошел войну. И несмотря на все сложности и трудности, остался очень добрым, искренним и позитивным человеком, — поделился он. — А еще он умеет поддерживать. У меня есть большая мечта — с 12 лет я решил, что хочу стать пилотом. Впереди выпускной, а дальше — академия авиации».

В Викторе Александровиче старшеклассник нашел поддержку. «Он же десантник. Как только он узнал, что я хочу стать летчиком, сказал, что это очень круто. Стал помогать, давать важные и нужные советы. Мне повезло с учителем, — поделился Александр. — Срок подходит, родители волнуются. Конкурс приличный, баллы высокие. Но я настроен решительно. Скучать буду по нему. Но общаться, я уверен, не перестанем. А потом закончу академию авиации, стану летчиком и возьму Виктора Александровича с собой — хочу, чтобы он разделил со мной полет».

Руководитель военно-патриотического воспитания поделился, что главный секрет в работе с детьми — быть им не просто наставником и педагогом, а быть отцом. «Важно в детях видеть себя, я ведь сам был когда-то учеником. Уметь ставить себя на их место. Это непросто, мозгами надо быстро шевелить. Детей нужно уважать. Поэтому мой принцип простой: понимать, помогать, уважать. Все это — на первом месте. Я стараюсь добиваться того, чтобы у нас с ними все было взаимно. Они понимают меня, когда надо, а я стараюсь всегда понимать их. Дети разные, характеры тоже. Я стараюсь быть для них отцом, который и поможет, и новое что-то рассказать может, и пожурить немного, если надо, — поделился он. — Я — фанат своего дела. И знаете, будь у меня возможность повернуть время вспять, я бы снова прошел этот путь. Я не вижу себя никем другим. Свое дело надо любить и чувствовать. В Афгане я убедился в том, что надо не просто погоны носить, надо быть профессионалом в своем деле. А в педагогическом деле нужно подавать личный пример. Учишь их автомат разбирать или противогаз надевать — покажи, как сам это делаешь. Да, уже возраст такой, скорость не та. Но все равно — иди и делай. Слушай их, подсказывай им, уважай и проникайся их жизнью. И дети пойдут за тобой».

«Товарищ подполковник, разрешите обратиться?», — после урока спрашивают ребята. — «Разрешаю», — ответил военрук. — «Можно мы вас обнимем?» — хором говорят они. И Виктора Александровича снова обступают со всех сторон.

Анастасия ГУЗОВСКАЯ,

фото Олега ФОЙНИЦКОГО,

БЕЛТА.

Источник: БЕЛТА

Нажмите на звезду, чтобы оценить материал!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Так как вы нашли эту публикацию полезной...

Поделитесь статьей в соцсетях!