В Национальном художественном музее 27 марта открывается выставка «Десять веков искусства Беларуси». Уникальность ее в высокохудожественных экспонатах, впервые предоставленных многими музеями страны. Наши Витебск и Полоцк тоже не остались в стороне.
Ценители белорусского искусства увидят полноразмерную копию Креста преподобной Евфросинии Полоцкой, выполненного Лазарем Богшей в 1161. Автор реконструкции Николай Кузьмич, 1997 год.
Крест преподобной Евфросинии Полоцкой был изготовлен полоцким мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Высота креста – 51,8 см. Его основа была выполнена из кипариса, а к боковым поверхностям было прикреплено 20 серебряных пластин, к передней и обратной поверхностям – 21 золотая пластина. Крест был украшен драгоценными камнями, жемчугом, орнаментом. На нем была сделана надпись, согласно которой выносить его из монастыря, увозить из Полоцка, продавать или отдавать было нельзя. Но уже в 1222 году реликвию увезли в Смоленск, а в 1514 году Крест, захваченный московским царем Василием III, перекочевал в царскую казну в Москву. На родину Крест вернулся в 1563 году, его привез Иван Грозный, который поклялся, что вернет реликвию, если его войска одержат победу в походе на Полоцк. Крест смогли спрятать и от войск Стефана Батория, и от солдат Наполеона. В Минск его перевезли в 1928 году, а через год реликвия попала в Могилевский исторический музей. В начале войны он бесследно исчез. В 1992 году было принято решение воссоздать Крест. Сделал эту работу брестский ювелир по эмали Николай Кузьмич.
Крест задумывался преподобной Евфросинией Полоцкой как защитник и хранитель народа Полоцкого княжества и содержал в себе реликвии мирового значения.
Витебский областной краеведческий музей привез картину Юделя Пэна «Автопортрет с музой и смертью», 1924 год.
В творчестве учителя Марка Шагала, Юрия Моисеевича (Юделя Мовшевича) Пэна, автопортрет занимает значимое место. Среди произведений, переданных Пэном в дар Витебску, значится 14 автопортретов, и среди них особое место занимает «Автопортрет с музой и смертью». Он воспринимается как обобщение всего жизненного пути и отразил состояние художника в последние годы жизни, которое сам Пэн называл «недугом».
Кроме того, на выставке можно будет увидеть единственную возвращенную в Беларусь картину Ваньковича «Портрет поэта Томаша Зана», уникальные работы Шагала маслом (первая наивная работа во время его приезда в Париж и полотна периода расцвета творчества художника), ранее не представлявшиеся публике. Жемчужиной экспозиции станет самая дорогая картина выставки, стоимостью 1 млн 800 тысяч евро, «Ева» Хаима Сутина. До недавнего времени на постсоветском пространстве была только одна работа Сутина – автопортрет, хранящийся в Эрмитаже. Сейчас же в Беларуси в коллекции Белгазпромбанка его пейзаж «Большие луга в Шартре» и, что ценно, портрет.
Проект-выставку подготовили ОАО «Белгазпромбанк» совместно с ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», Министерством культуры и Национальным художественным музеем Республики Беларусь.