В этой небольшой статье я, Александр Воронский, бизнесмен со стажем 7 лет, постараюст рассказвать о покупке и продаже бизнеса и рисках, с которыми может столкнуться покупатель. А также порекомендую услуги брокера, если вы решили купить бизнес без проблем.
9 основных рисков при покупке бизнеса
1. Искажение фактического финансового состояния бизнеса (недостоверная отчетность по доходам, расходам, прибылям).
При проведении проверки крайне важно начать с анализа финансовых показателей. Необходимо искать прямые и косвенные подтверждения всех финансовых операций, тщательно перепроверять все данные. Это включает в себя анализ счетов-фактур, договоров купли-продажи, изучение CRM-системы, анализ электронных чеков, проверку налоговых отчетов и анализ систем мотивации персонала. Все финансовые данные должны быть однозначны и согласованы между собой. Это основные шаги при проверке финансовой состоятельности бизнеса.
2. Маркетинг и сбыт. Недейственная система привлечения клиентов.
Основная цель любого предприятия – реализовывать свою продукцию или услуги. Необходимо подробно изучить отдел маркетинга и продаж, методики работы, CRM-системы, источники привлечения трафика, рекламные бюджеты, показатели конверсии, ответственных за привлечение клиентов и продажи. Именно в этом заключается главная причина убыточности многих предприятий. Крайне важно иметь четкий и эффективный маркетинговый план. Сотрудники отдела продаж должны понимать «сколько стоит каждая сделка для предприятия». Если вам не хватает опыта в данной области, рекомендуется привлечь профессиональных консультантов для тщательной проверки всего процесса привлечения клиентов.
3. Отток персонала после совершения сделки.
Иногда, после приобретения бизнеса, сотрудники покидают компанию, в том числе и ключевые сотрудники. Важно выяснить у продавца, уведомлял ли он свой персонал о предстоящей продаже, какова их реакция, каким образом он планирует свой отход и передачу управления вам, а также какие взаимоотношения у него сложились с сотрудниками. После этого важно лично пообщаться с сотрудниками, узнать их мнение о продаже, их взгляд на текущую ситуацию, их дальнейшие планы, а также выяснить, способны ли они предложить какие-либо решения для улучшения текущего положения дел.
4. Изменение условий аренды со стороны арендодателя.
Если бизнес находится в арендованном помещении, то важно предварительно познакомиться с владельцем, узнать, не планирует ли он изменить условия аренды, отсутствует ли у него задолженность по арендной плате и коммунальным услугам, а также выяснить, как долго помещение уже сдается в аренду, какие у него планы на будущее относительно этого помещения, и что он может рассказать о текущем бизнесе и его предыдущем владельце.
5. Правовые риски. Конфискация бизнеса, возвраты, судебные разбирательства.
Обязательно запросите выписку из единого государственного реестра юридических лиц и проведите проверку владельца и юридического лица с помощью специализированных сервисов проверки контрагентов. Если это возможно, рассмотрите вариант создания нового юридического лица и проведения сделки в виде передачи активов между юридическими лицами.
6. Затруднения с поставщиками. Задолженности, кредиты и другие обязательства компании.
Приобретая бизнес, крайне важно вступить в контакт со всеми поставщиками и выяснить их отношения с предприятием. Следует убедиться, нет ли задолженностей, узнать условия их сотрудничества, объемы закупок и стаж работы с компанией.
7. Имидж и рыночная позиция. Негативная репутация предприятия.
Не стоит пожалеть усилий и провести поиск в интернете, чтобы узнать всю доступную информацию о компании, которую вы собираетесь приобрести. Изучите отзывы клиентов и сотрудников, оцените уровень общей доступности компании, исследуйте ее привлекательность для покупки, а также проведите сравнение с конкурентами.
8. Уровень процессуальной автоматизации. Недостаток операционной эффективности.
После приобретения бизнеса вам предстоит его администрировать и управлять. Перед покупкой всегда важно узнать, сколько времени текущий владелец уделяет этому бизнесу, какие задачи он выполняет лично, а какие делегирует сотрудникам, а также определить наиболее часто встречающиеся задачи.
9. Послепродажное сопровождение. Желание предыдущего владельца выйти из проекта.
Уточните у продавца, готов ли он включить в договор условия, согласно которым он обязуется в течение определенного периода времени предоставлять консультации, помощь и поддержку, а также определить, каким образом он намерен интегрировать вас в бизнес-процессы и планирует передачу управления.